13 июня, в государственный выходной, паломническая группа нашего храма во главе с отцом Стахием посетила Можайские земли.
Первый храм, что мы посетили — Иоакима и Анны, построен он лишь в конце 19 века, зато за ним — века истории: с 16 по 18 век здесь был Якиманский монастырь (один из 17 средневековых монастырей вокруг Можайска). Белокаменная стена ещё более древнего, чем монастырь собора — 14 века, встроена в более поздний Ахтырский храм (сравните древнюю кладку из камня и рядом с ней — кирпичную позднюю стену). Храм в советские годы оставался открытым и внутри сохранилось резное убранство и старинные иконы!
Храм пророка Илии в Ильинской слободе в Можайске тоже с длинной историей. Древний храм сожгли войска Наполеона, а спустя 40 лет один Можайский мещанин Хлебников выстроил новый и ещё построил священнику, диакону и пономарю по дому и выделил по 1000 рублей капитал на содержание притча. При этом пол в храме сначала был земляной из экономии средств. Храм большевики успели закрыть до Великой Отечественной, но после войны он уже был открыт. С 1955 по 1999 год был настоятелем протоиерей Борис, и его в 83 года убили местные рецидивисты, потому что он не дал им денег на алкоголь. После закрытия Бородинского монастыря сестры собрались в общину вокруг этого прихода, многие из них похоронены за храмом, некоторые дожили до 70-х годов 20 века. Внутри храма тоже сохранились старинные иконы и резьба.
Посетили Троицкий храм в усадьбе Горетово 1737 года. Владели этим местом многие знаменитые фамилии: племянница предпоследнего досинодального патриарха Иоакима, Мусины-Пушкины, Бестужев-Рюмин, Волконские, Бартоломеи. Интересную экскурсию здесь провёл настоятель храма отец Сергий. Основание храма — в форме Креста с закруглёнными «лепестками», затем четверик, над ним — восьмерик. В советские годы храм закрыли, настоятеля священника Михаила расстреляли, обвинив, что косил траву не в том месте. На допросе он отвечал: «Советской власти я не батрак». В 90-е годы храм приватизировали и сделали бильярдную при санатории, но при содействии о. Дмитрия Смирнова в 2000-х храм вернули. Внутри храма теперь чудесные современные росписи, посвящённые Новомученикам. 13 июня — память священномученика Философа Орнатского и его сыновей новомучеников Николая и Бориса, которых паломники нашли на фресках. Если в левом приделе — страдания мучеников, то в правом приделе — их Торжество в Небесной Славе. Около храма — колокольня с часовней, в стены которой вмурованы камни из разрушенных в годы гонений храмов. В часовне — музей с вещами новомучеников.
Полюбовавшись на красоту природы и помолившись новомученикам, отправились далее, в храм Рождества Богородицы в Поречье, 1804 год. Отец Стахий учился вместе с нынешним настоятелем, отцом Георгием. Алтарник храма Алексий провёл экскурсию, рассказал об истории храма и окружающих мест.
Походили вокруг нового храма преподобного Серафима Саровского в Уваровке.
Ново-Никольский собор Можайского Кремля, 1802-1814 гг. — русская готика. Первый собор — ещё 14 века, потом перестраивался два раза. Главной святыней собора был «Никола Можайский», деревянная статуя святителя, которая сейчас находится в Третьяковской Галерее. Правительство разрешило в связи с ветхостью разбирать на кирпичи стены кремлей в Коломне, Серпухове и Можайске и пускать кирпич на строительство храмов. Но в Можайске не только из разобранных кирпичей стали строить собор: в здание собора был включён целый участок крепостной стены. Рядом с Никольским находится ещё один — Петропавловский Собор, тоже с древней историей и тоже перестроенный в 19 веке. Скорее всего, он выглядел гармонично с изначальным Никольским собором, но и с Ново-Никольским собором он тоже сейчас перекликается.
Добрались из центра города в Лужецкий Ферапонтов монастырь, основанный преподобным Ферапонтом Белоезерским. Согласно завещанию Димитрия Донского его сыну Андрею был выделен отдельный удел — Можайское княжество. Помимо Вереи, Калуги и других прилегающих земель в него вошли земли Белоезерского княжества. Для того, чтобы основать у себя в центре столицы обитель, князь Андрей пригласил преподобного Ферапонта, можно сказать, пользуясь служебным положением. Преподобный Ферапонт дожил до 95 лет, но на Белое озеро он так и не вернулся и его мощи почивают в Можайске. Их не обретали, они почивают под спудом, что спасло их и от французов, и от большевиков, и от немцев. Сам монастырь и центральный собор посвящены Рождеству Богородицы (как и северный Ферапонтов Белоезерский монастырь). Скорее всего в те годы популярность такого посвящения была обусловлена победой в Куликовской битве, произошедшей в дни этого праздника. Собор в монастыре датируется XVI веком.
Есть и еще один монастырь в Можайске — Колоцкий Успенский монастырь. Жил-был крестьянин Лука, нашёл он чудотворный образ Богородицы и пошёл в Можайск. Его там князь и духовенство привечали, золотом осыпали. Пошёл в Москву, а там великий князь и митрополит так же встречают. Озолотился он, построил храм и палаты себе, равные княжеским, да стал жить зазнаваясь. Потребовал у княжьего ловчего, чтобы тот пойманного медведя из клетки ему во двор выпусти, а медведь его и покалечил. Тогда Лука раскаялся, попросил князя распорядиться его имуществом и стал готовиться к смерти. Князь основал на эти средства монастырь, а Лука выздоровел и стал там первым наместником! Было это в 1413 году. Нынешний храм монастыря — 17 века, но в 18 в его сильно перестроили. На колокольню монастыря поднимался Кутузов, думал сперва дать генеральное сражение у его стен, но за день передумал и отошёл ещё немного ближе в сторону Москвы на Бородинское поле. Потом уже Наполеон перед битвой на ту же колокольню поднимался! После советского запустения монастырь возродили как женский. Колоцкая икона за годы лихолетья была утеряна, есть только дореволюционные списки.
Далее паломники прибыли в Храм Смоленской иконы Божией Матери в Бородине
1697 года. На колокольню этого храма Кутузов тоже поднимался, и место вокруг его устроило.
Храм пострадал во время битвы, а после неё французы выжгли его изнутри и сожгли все окрестные дома местных жителей, поэтому когда они вернулись из лесов, то сперва поселились в пустующем здании храма. Восстановили его только спустя 40 лет: нижний храм помогла восстановить основательница Бородинского монастыря, вдова генерала Тучкова. Потом цесаревич Александр, будущий Александр II посещал Бородино и пожертвовал личные 500 рублей. Об этом узнал император Николай I, выкупил земли у местных помещиков и храм наконец-то восстановили. Но в советские годы его разорили, а ещё он пострадал во время Великой Отечественной войны. К 150-летию Бородинской битвы собирали подписи, чтобы храм отреставрировать, но решающим оказалось требование режиссера Сергея Бондарчука восстановить его в качестве обязательного фона для съёмок «Войны и Мира». И в те годы, когда храмы при Хрущеве разрушали, этот храм восстановили, по крайней мере снаружи! Увы, внутрь храма паломники не попали, только снаружи полюбовались, среди Величание Богородице и немного покормили охранявших храм сторожевых комаров.
Спасо-Бородинский монастырь на Бородинском поле основан Маргаритой Тучковой, вдовой генерала Тучкова. Она выкупила участок поля, где погиб в Бородинской Битве ее муж, построила там храм Спаса Нерукотворного. После смерти сына она решила остаток дней провести рядом с храмом в домике, отпустила на волю крестьян, продала имение. Постепенно вокруг неё стала собираться община из вдов, сирот и одиноких женщин и в 1839 году был официально открыт монастырь, где Маргарита, приняв постриг, стала игуменьей.
Позже монастырь стал общепризнанным духовным центром, в лике святых прославлена преподобная старица Рахиль, чьи мощи почивают под спудом в часовенке за стенами монастыря. Маленький белый Спасский храм 1820 года — самый первый мемориал Бородинского сражения. В центре монастыря — величественный Владимирский собор 1851-1859 гг.
Спасибо, о. Стахий, за репортаж.
Я как будто тоже там побывала.
Полюбовалась на храмы, узнала много интересного.
Очень красивые фотографии.