Крест над Москвой! Крестовоздвиженский храм в Митине

Костромские земли глазами наших паломников: фоторепортаж из поездки на праздничных выходных

Традиционно к большим выходным наши паломники отправились в трехдневную поездку ко святыням Костромской земли, посетили Галич, Солигалич, Буй, Кострому, а также небольшие селения русской земли.

День 1

Первый город, до которого добрались поездом Москва-Владивосток — Галич Костромской области. Стоит в очень живописном месте, на лесистых холмах у Галичского озера. От Москвы находится в 500 километрах, достаточно развит экономически по меркам региона. Через город 115 лет назад прошла северная ветка Транссиба Санкт-Петербург — Вятка.  Население 17 тысяч, что по меркам Костромской области — очень немало.  Имеет богатую средневековую историю, в числе которой числится и силовое противоборство со становящейся новым политическим центром Руси — Москвой. Окончательно Галич под властью Москвы находится с 1450 года. С того самого времени Галич является центром уезда. Во время Смутного времени был разорен поляками и украинцами из отрядов Сагайдачного.  В XIX веке город процветал. Было построено огромное количество храмов и два монастыря, от которых мало что сохранилось.  Во времена раннего СССР Галич подвергся одному из самых массовых разрушений храмов. Это бросается в глаза сразу же, как попадаешь в город.  Город обладает громадной Торговой площадью, на которой сохранилось целых пять Гостиных (Торговых) дворов. Это говорит о большом торговом значении Галича в XIX веке, еще до постройки железной дороги.  Город находился на торговых путях с севера в центр России. Особенно была развита торговля мехами.  Вся местная жизнь современного города вращается вокруг громадной Торговой площади.  Практически полностью также сохранилась купеческая застройка XIX, начала XX веков. Очень много в городе также деревянных старых зданий.

Первый объект — Космодамианская церковь. Путники пришли туда во время службы в праздник Казанской иконы Божией матери, и храм был забит до отказа, так что не удалось туда даже войти, а за храмом — кладбище до железнодорожных путей.

Никольский храм г. Галич — второй объект, но он был уже после обеда. Рядом — православная гимназия. Вокруг — дореволюционные Торговые ряды.

Далее — Михайловский храм в с. Михайловское. Конца 18 века, но выглядит так, словно построен в 17-м: так медленно перемены из губернских центров добирались до глубокой провинции. Настоятеля тоже зовут отец Михаил.

Троицкий собор бывш. Староторжского женского монастыря. Рядом — Колокольня на Святых Вратах, сестринский корпус с апсидой домового храма.

Введенский храм г. Галич. Единственный не закрывался в советские годы. Сохранил дореволюционное убранство.

Рядом — храм Василия Великого, он на реставрации.

Успенский храм г. Чухлома. Священника расстреляли в 37 году, но староста не отдала ключ и храм не разграбили. Чтобы выплатить назначенный советскими властями приходской налог, прихожане отдавали последние деньги, однако в результате храм не закрыли и службы в нем возобновились. Сохранилось изумительное внутреннее убранство, старинные иконы с окладами. Первый раз туда заехали днём по дороге из Галича в Солигалич, но храм был закрыт. Путники не стали ждать открытия храма и поехали дальше с надеждой вернуться на обратном пути.

Петропавловский кладбищенский храм г. Солигалич, который открыла жизнерадостная 74-летняя инокиня Афанасия. В храме сохранился небольшой старинный иконостас. Храм встретил снежком, а инокиня Афанасия, которая назвала себя юродивой — своими забавными высказываниями. Прощаясь, матушка помахала рукой: «Запомните нас веселыми!»

В окно автобуса видели храмы без куполов в Галиче и Солигаличе, которые по-прежнему используются под нужды сторонних организаций. Самый крупный из таких храмов — Крестовоздвиженский собор Солигалича на центральной площади.

Солигалич — заповедный деревянный город с 6000 жителями в тупике дороги на севере Костромской области, известный с 1332 года как Соль Галицкая — один из старейших на Руси центров солеварения и важный пункт на пути между Волгой и Белым морем, что в своё время подстегнуло развитие купечества. Это тот из немногих городов в России, практически целиком состоящий их исторической части и единственными в нашей стране сохранившимися деревянными торговыми рядами. Солигалич является городом-курортом, под которым протекают подземные соленые реки с содержанием соли в них в 3%. Отдельной курортной зоны здесь нет – корпуса санатория просто стоят в центре города.

Два Храма рядом: Воскресенский собор г. Солигалич и Богоявленский храм (комплекс), который находится в сильно разрушенном состоянии, но все равно прекрасен.

Богородицерождественский собор был виден издалека. Огромный особенно на фоне окружающей частной застройки. Два яруса, видимо, по три престола на ярусе, галерея, ассиметрично пристроенный колокольня.

Воскресенский храм с. Верховье. Глухое село в 18 км. от Солигалича. Сейчас живет только один дедушка Владимир в двухэтажном доме на фото, смотритель храма. Частично сохранилось дореволюционное убранство в боковых приделах. Все работы по восстановлению храма остановлены уже давно. Нет средств, нет сил.

Преображенский храм г. Солигалич. Классицизм, 19 век, широкий купол, тёплые чугунные полы с вентиляционными решетками, немного помолились на вечерней заупокойной службе.

Авраамиево-Городецкий монастырь под Чухломой. Прп. Авраамий — ученик прп. Сергия Радонежского, основал несколько монастырей и за ним потянулись на север русские люди.
В Городецком монастыре преставился и здесь в крипте под собором 19 века покоятся его мощи, к которым мы спустились приложиться. За стенами монастыря есть ещё Покровская приходская церковь.

Вернулись в Чухлому, к храму Успения, который днем был закрыт. Чудом успели до закрытия.

Ночевали в коттедже на берегу Галичского озера.

День 2

Успенский Паисиево-Галичский монастырь. В древности был посвящён свт. Николаю, но после обретения чудотворной Овиновской иконы Божией Матери был переименован в честь главного праздника Богородицы. Здесь позднее подвизался преподобный Паисий Галичский, к чьим мощам мы смогли приложиться в храме.

Троицкий и Успенский храмы села Воронье. Троицкий — восстановлен, Успенский законсервирован. Такой собор в селе построили рядом с действующим храмом благодаря митрополиту Киевскому Арсению (управлял с 1860 по 1876 гг), который принял в этом селе Крещение (и был родом из одной из окрестных деревень).

Судиславль проехали, направляясь в село Баран.

Иоанно-Богословский храм в селе Баран. Шатровая колокольня в Ярославском стиле, но высокая. Село названо либо в часть формации рельефа, похожего на барана, либо по легенде  в честь барашка бедной женщины, которого зарезали захватчики, но он обратился в камень и злодеи не смогли его съесть.

Вернулись и отправились посмотреть Преображенский собор г. Судиславль. На первый взгляд очень похож на предыдущий храм, но у него — отдельно стоящая колокольня. К сожалению внутрь (а храм после Великой Отечественной войны больше не закрывался)  не попали, батюшка уехал после службы как раз в село Воронье, где мы были ранее.

Воскресенский храм в Сусанине. Тот самый, который изображён на картине «Грачи прилетели». Сейчас в недействующими храме находится музей подвига Ивана Сусанина.

Покровский храм в Сусанине. Неподалёку от предыдущего находится храм поменьше со снесенной колокольней. Действующий, но был закрыт в середине дня. Интересные оформление внешней западной стены храма.

Монастырь Царственных Страстотерпцев.Село Домнино — родина Ивана Сусанина (родился в одной из деревень, относящихся к приходу этого села). Село было вотчиной инокини Марфы, матери первого царя из династии Романовых, Михаила. Отсюда она с сыном уехала в Унженский монастырь, чтобы помолиться о скорейшем освобождении из польского плена отца Михаила патриарха Филарета. Именно тогда пришли в село поляки, которых завёл в глухие болота Иван Сусанин. Успенский храм начала 19 века был закрыт после расстрела священника в 1937, но не был разорен. После войны богослужения возобновились.
В результате сохранилось внутреннее убранство. Монастырь был основан здесь после прославления Царственных Страстотерпцев в начале 2000-х.

Иаково-Железноборовский монастырь. Мощи преподобного Иакова Железноборовского, ученика прп. Сергия Радонежского; почивают под спудом в главном Предтеченском храме.
Рядом — храм Рождества Богородицы. Колокольня Предтеченского храма визуально располагается между ним и Богородичным как в едином ансамбле. В стороне есть ещё Трехсвятительский храм. Увы, все храмы были закрыты (хотя ворота на монастырскую территорию открыты были).

Из монастыря виден следующий объект: Рождественский храм в селе Борок.

Благовещенский собор г. Буй посетили после ужина. Расположен на стрелке при впадении речки Вексы в реку Кострому (которая течёт здесь из Солигалича до впадения в Волгу в г. Кострома). Здесь паломники дождались начала Всенощного бдения.

Преображенский Макариево-Писемский монастырь. Основан учеником прп. Сергия Макарием. Вместе с ним много лет подвизался прп. Павел Обнорский, но когда вокруг стало собираться много монахов, то  он ушёл дальше в леса. Монастырь был возрождён в 90-е годы как женский. Окружён высоким забором, но московские гости, приехавшие в темноте, звали, гудели клаксоном и молились в ночном лесу у закрытых ворот: в результате один из рабочих услышал, доложил игуменье и нас пустили внутрь. Храм сохранил прекрасное внутренне дореволюционное убранство и роспись, но фотографировать в нем было запрещено и матушка игуменья, хоть и любезно нам его показала и даже включила свет, следила бдительно за соблюдением запрета. В главном Преображенском храме находится символическая рака для мощей святого, но сами мощи всегда почивали и почивают под спудом в крипте под вторым Макарьевским храмом, куда матушка тоже отвела приложиться паломников. У входа в главный храм похоронена восстановительница монастыря игуменья Макария (1921-2016 гг).

После монастыря направились на железднодорожный вокзал города Буй. Никольский храм г. Буй — станционный храм на железной дороге 2013 года. Сначала построили часовню, но потом достроили до храма. В советские годы храм соединили в одно здание с вокзалом, но вернули в 2000-х годах.

Воскресенский храм г. Буй — на противоположном берегу реки от собора.

Отправили обратно в Галич. Вокруг никаких селений, по пути встретилось только пару машин — полное безлюдье. И вдруг на пути появляется полуразрушенный храм — это наш 14-й объект из разряда незапланированных: Богорождественский храм урочище Котёло. Ехали по плохой дороге из Буя в Галич и проезжали мимо этого плохо сохранившегося храма. Домов вокруг него теперь нет вообще, ни жилых, ни нежилых. Фасад закрыт баннерами с иконой и текстом.

День 3

Остановка у Храма Спаса на Запрудне, куда приехали на Литургию.

Церковь святых мучеников Александра и Антонины в Селище. Андрей провел экскурсию по колокольне, а Николай — по музею. Николай носит фамилию Привалов, он местный житель — житель Селища. И его отец был местным жителем. И дед, и прадед, и ещё много родственников, корнями уходящих вглубь веков. Очень много Приваловых покоится на кладбище у стен храма. В музее, который находится через улицу, переплелось много тем — истории России,  Костромского края и Храма; биографий местных жителей, оставивших след в истории, и священников, служивших в храме; родословной самого экскурсовода, и многое другое. Есть там подлинные венчальные костюмы дедушки и бабушки Николая Арсеньевича.

С трудом отпустили паломников дальше — ехать к церкви Воскресения на Дебре.

ПОбывали в беседке из советского фильма «Жестокий романс»

Храм Спаса в Рядах. В большинстве храмов Костромы категорически не разрешается фотосъемка.

Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме. Женский. В Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая Русской православной церковью чудотворная икона Богородицы, известная как одна из святынь дома Романовых. Здесь почивают святые мощи Никиты Костромского, основателя Богоявленского монастыря в Костроме.

Точку в нашем паломничестве в Костромской области мы поставили в Троицком Ипатьевском мужском монастыре. Он основан в начале XIV века в честь священномученика Ипатия Гангрского. Несколько столетий находился на попечении русских царей. При советской власти разграблен и закрыт. Возрожден в 1993 году. Находится в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели