По благословению Преосвященнейшего епископа Наро-Фоминского Парамона, управляющего Северо-Западных виариатством города Москвы, группа паломников из нашего храма, во главе с настоятелем нашего храма, священником Стахием Колотвиным, отправилась ко святыням Каппадокии — месту, где просияли великие православные святые. Каппадокия — Родина Отцов-Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, защитников православного учения о Живоначальной Троице; а также великомучпеника Георгия Победоносца, мучнеика Лонгина Сотника иже при Кресте Господнем, равноапостольной Нины просветительницы Грузии, святителя Григория Просветителя Армении, преподобного Симеона Столпника и преподобного Паисия Святогорца, в честь которого освящен приставной престол нашего храма, на котором совершается ранняя Божественная литургия. И именно в Каппадокии томился в плену иноверцев святой праведный Иоанн Русский.
Каппадокия находится на территории современной Турции. Людей со всего мира привлекают уникальные природные ландшафты этих мест, но сейчас туристические тропы пустынны. Предлагаем вашему вниманию репортаж об этом восьмидневном паломничестве.
День первый.
Посетили в городе Никея Софийский собор — место, где проходил седьмой Вселенский собор, который восстановил иконопочитание и установил догмат о том, что почитание образа восходит к первообразу, и исповедал, что реальность воплощения Христа воплощается в том, что мы можем изобразить Бога, в отличие от ветхозаветных времен. Собор неоднократно страдал от разрушений, был в запустении. Один из приделов, более поздний, утерян, от него осталась только нижняя часть. В соборе разный уровень пола, а в одном из уголков сохранились древнейшие фрески, вероятно, IX века. Собор частично является музеем и частично мечетью. Хорошо сохранилось место, где стоял Престол, там древний пол и оно огорожено.
В Никее также паломники побывали на месте, где проводился Первый Вселенский собор — это загородный Сенатский дворец императора Константина, который ранее принадлежал Диоклетиану, умучившему в Никее множество христиан, в том числе мученицу Антонину, которую утопили в озере, на берегу которого стоит дворец. От дыорца остались руины. Здесь вспомнили Символ веры, утвержденный на Первом Соборе, на котором также был установлаен библейский канон.
День второй.
Паломники очутились в городе Конья, соседствующей с Каппадокией. Это древний город Иконий, где также было много святых, но теперь он застроен мечетями и мавзолеями суфиев. Конья — столица первого сельджукского государства и сюда для обращения населения в ислам привлекли множество суфиев, дервишей — мусульманских философов. Храмов в Конье не стало уже с XI века, так что московские гости посмотрели мечети, ведь это либо перестроенные храмы, либо здания на месте храмов — таков некий мусульманский символизм. Тысячелетие — от хеттов сквозь персов и до римской империи — смысловым центром города был холм, на котором паломническая группа сделала общее фото: здесь была главная базилика города и, очевидно, святые времён римских гонений подвизались именно на этом месте. Здесь, на этом холме, проповедовал апостол Петр, и на его проповедь откликнулась местная красавица Фекла. Претерпевая гонения всю жизнь и продолжая проповедовать, святая, тем не менее, дожила до глубокой старости. Здесь же претерпела мученическую кончину святая Параскева Пятница, которую очень любили на Руси и много называли девочек до революции в ее часть. Она особо почиталась купцами как покровительница дорог. В базилике на этом холме служил святой Амфилохий Иконийский, брат Григория Богослова и друг Василия Великого, почитающийся в Каппадокии наравне со святителем Николаем.