24 августа в приходской Чайной прошла встреча из цикла «Психология и духовная жизнь». В сопровождении интернет-трансляции в Zoom, филолог Юлия Ефремова говорила с собравшимися на тему «Поэт и советская власть». Речь шла о Роберте Рождественском.
Подобная беседа уже проводилась в июле в рамках Молодежного Собрания и вызвала тогда большой интерес, поэтому мы решили её повторить.
Роберт Рождественский широкому кругу читателей известен в большей степени как поэт-песенник, однако мы посмотрели на его литературную биографию с другого ракурса и увидели, как складывались отношения Рождественского с советской властью.
Это позволило говорить не только о стихах, но и о том, например, как в советский период выстраивались отношения между партийным руководством, писателями и критиками, какие социокультурные процессы происходили в 50-90-х годах и как это влияло на литературу, какое место в литературной иерархии занимал читатель. Большое внимание мы уделили такому противоречивому периоду советской истории, как «оттепель», а также поколению «шестидесятников», которое объединяло, как мы выяснили, не хронология, а особое мировоззрение.
Нам удалось проследить изменения творческой биографии Рождественского, который прошел три этапа трансформаций:
- в 50-60-х он был неотделим от плеяды поэтов-«шестидесятников»
- в 70-80-х Роберт Рождественский окончательно утвердился в статусе официального советского поэта. Основными маркерами этого процесса стали Получение Ленинской премии, а также вступление в должность секретаря Союза писателей СССР. Изменение статуса подразумевало и появление регалий: так для критики Рождественский перешёл в разряд «неприкасаемых» поэтов. И сам Рождественский укреплял свою репутацию, избрав путь литературной конъюнктурности, публикуя в официальных периодических изданиях тексты, согласующиеся с формулировками партийных документов.
Однако без рассмотрения Рождественского с позиции официальной репрезентации, которая задавала репутацию поэта в глазах советского читателя, мы убедились, что отношение к поэту в кругу авторов неофициальных было неодобрительным.
Важно отметить и то, что вместе с явно обозначившимся кризисом советской системы, окончательным отказом от коммунистических иллюзий кардинально изменилась шкала ценностей литературной критики. Наступивший период Перестройки позволил ей оценивать Рождественского с иных позиций. И теперь разговор о поэтическом видении Рождественского обрел иную значимость: для критика стало важным показать фигуру «свободного» (в том числе и от «заказа») художника, а не ангажированного официального советского поэта; - в 90-х, на завершающем этапе рассмотрения творчества Роберта Рождественского, когда власть перестала быть главной инстанцией, наделяющей поэта репутацией, в контексте литературно-критической полемики появилась полярность мнений о фигуре поэта: кто-то считал последние стихи Рождественского «расцветом» поэтического дарования, а кто-то говорил о Рождественском, укоряя его в ошибочности тех идей, на которых была основана его творческая стратегия. Для критики на первый план вышел вопрос об искренности и вопрос о конформизме бывшего «главного поэта советских строек». Теперь он снова стал рассматриваться как голос уходящего поколения, и главным мотивом текстов о нем стало историческое покаяние и «эстетическая» реабилитация, желание доказать, что в первую очередь он был поэтом.
Мы посмотрели на стихи, факты биографии поэта, тексты литературно-критической полемики, а также публичные высказывания самого Рождественского и его личные записи последних лет.
Сердечно благодарим дорогого лектора Юлию за тёплый и интересный вечер в стенах нашей неизменно гостеприимной Чайной.