По благословению викария Патриарха Московского и Всея Руси епископа Наро-Фоминского Парамона группа паломников отправилась 15 июля ко святыням Южной Армении и сокровенным святыням Грузии — как принято в нашем храме, маршрут паломничества необычный, посещаются места, куда нечасто заглядывают паломники.
15 июля (пт). День 1, Армения
Наше паломничество началось с места, называемого
Хор Вирап: это место подземного заточения свт. Григория Просветителя, монастырь VII в, храм Сурб Аствацацин (Богородицы) XVII в., вид на гору Арарат, где по преданию Ной встретил окончание Великого Потопа.
Монастырь Ованнес Карапет в Мошахпюр (Иоанна Предтечи) XIV в.
Храм Арени, XIV в.
Монастырь Нораванк: XIII-XIV вв., храм Сурб Карапет (Иоанна Крестителя), храм Буртелашен: (барельефы – кандидат в список наследия ЮНЕСКО), часовня Сурб Григор: фрески, хачкары (резные кресты-камни) XIV в. Здесь паломники застали выступление детского хора. По дороге заехали в магазин местных вин.
Монастырь Воротнаванк Х-XI в: по преданию первый храм на этом месте построил еще Григорий Просветитель.
Гробница Агиту VII в. и ночевка в городе Горис
16 июля (сб). День 2
Пещерный город Хндзореск: подвесной мост, пещеры, храм XVII в. Этот мост построен в 2012 году. Его длина 180 м, перекинут над ущельем, на одной стороне которого было поселение, в котором люди жили до 60-х годов прошлого века.
Поездка по 6-киллометровой канатной дороге «Крылья Татева» — самой длинной в мире.
Татевский монастырь: X в., место проповеди равноап. Евстафия, ученика ап. Фаддея, храм Сурб Погос-Петрос (апп. Петра и Павла) IX в, надвратный храм Сурб Григор XIII в., храм Сурб Аствацацин XI в, природный мост, пещера, минеральные источники, Татевская пустынь XVII в.
Водопад Шаки
Храм Сисаванк VII в г. Сисиан. Дежурная по храму армянка поведала о храме, показала древние церковные книги с 16 века, а также рассказала об армянском Левше, нашем современнике, который делал уникальные вещи: их можно рассмотреть только с большим увеличением. Рядом с храмом мемориал воинам, погибшим в 2020 году.
Пятиминутная остановка недалеко от Спандарьянского водохранилища завершили сбором мусора.
Монастырь Гндеванк X в, дорога к нему очень непроста, а ещё дорогу могут преградить какие-нибудь животные.
17 июля (вс). День 3
Джермук: галерея минеральных вод, водопад. Голова Шарля Азнавура встретилась московским гостям на курорте.
Паломники пешком пошли по местности Мартирос: недалеко от него находится монастырь Мучеников. Оказалось, что недалеко — это полтора часа. Это пещерный храм Богородицы, похожий на каппадокийский. Обратно некоторых заслуженных паломниц отвезли на хорошо сохранившейся машине советских времен.
Храм Зорац XIV в. в селе Ехегис и два других храма села.
Орбелянский караван-сарай XIV на Селимском перевале — один из множества сохранившихся караван-сараев Армении, предоставлявших ночлег груженым товарами караванам, державшим путь через Армению в Европу и на Восток.
Часовня святого Маманта Кесарийского по дороге к монастырю Ваневан.
Монастырь Ваневан IX в: два храма, соединенные колокольней. Дорога вдоль озера Севан на ночлег.
18 июля (пн). День 4. Озеро Севан и переезд из Армении в Грузию
Пробуждение у озера Севан
Монастырь Севанаванк на Севанском полуострове: храм Сурб Карапет IV-VIII вв, храм Сурб Аракелоц (12 апостолов) IX в.
Далее переехали на территорию Грузии. Первая святыня, которую мы посетили вчера, перебравшись в Грузию, — Дманисский Сион.
Дманиси — место с глубочайшей историей: археологи обнаружили стоянки охотников ещё раннего каменного века, а постоянное поселение было основано ещё за 3000 лет до Р.Х., то есть 5000 лет назад!
А в VI веке здесь построили Сионский собор, трехцерковную базилику, к которой в XIII веке пристроили изящный, украшенный резьбой по камню притвор, который по своей структуре напоминает армянский гавит (притвор, который может пристраиваться к храму с любой стороны, с опорными столбами и внутренним куполом)
Рядом с храмом частично сохранились средневековые стены и интересные каменные жертвенники в виде баранов.
Город вскоре после возведения собора был завоёван арабами и здесь даже был основан отдельный Дманисский эмират, который конкурировал с Тбилисским эмиратом, пока оба эмирата в результате «грузинской реконкисты» не вернул благоверный царь Давид Строитель.
Храм Казрети (Троицы) XIII в
Храм Акаурта, базилика V-VI в.
Храм Квемо-Болниси, трехцерковная базилика VI в.
Болнисский Сион – самый древний храм в Грузии V в.
Храм Цугругашени XIII в.
День 5
Монастырь Бетания (Рождества Богородицы), XII в., фрески XII в: изображение царицы Тамары, единственный тайный действующий монастырь Грузии в годы советских гонений, там почивают мощи прпп. испп. старцев Георгия и Иоанна. К монастырю спускались пешком, обратно паломников потихоньку подвозили на машине.
Манглиский Сион — бывший монастырь ныне храм. Посвящён этот храм Успению Пресвятой Богородицы и Приснодеве Марии,7 век перестроен в 10 веке. В монастыре находятся мощи святого преподобного Феодора Манглиского. Манглисия — место рождения одной паломницы, которая не была здесь с возраста 1 год.
Монастырь Шавнабада, основан в XII, обновлен в XVII в.
День 6
Ночевали в Сигнахи, Кахетия, утром прогуливались до автобуса по городу.
Монастырь Бобде, мощи равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, храм IX в.
Там же есть новый храм.
Незапланированно остановились у Храма Архангелов, XVIII век. В этой придорожной деревне есть хлебопекарня: пекут местный хлеб шоти. Паломникам разрешили запечатлеть моменты хлебопечения, а также попробовать местную продукцию.
Монастырь Хирса VI в, храм IX в., мощи прп. Стефана Хирского (одного из 13 ассирийских отцов).
Монастырь Сабацминда: храм св. Саввы XIII в, храм св. Николая VI в.
Женский Успенский монастырь Веджини, храм 18 века.
Храм Квелацминда Гурджаани, (Всех Святых/Успения) двухкупольная базилика, IX-XIII вв.
День 7
Прогулялись по городу Телави, где ночевали
Незапланированно посетили монастырь Алаверди — посещали это место в 2019 году. Здесь проповедовал в 6 веке один из 13 ассирийских отцов свт. Иосиф Алавердский. В 11 веке здесь построили собор — самый высокий в Грузии из исторических храмов. Это — один из «четырех Великих Кафедралов» — главных соборов Грузинской Православной Церкви. Мощи святителя почивают в левой части собора.
Храм Алвани Иоанна Крестителя, VIII в, псевдобазилика, фрески XVI в.
Храм Эрелаант, V-VI в, фрески XVII в. Перебирались к нему через ручей.
Храм Кветера X в и руины города Кветера — это очередной подъем в гору, а потом спуск.
Храм Пудзнари (Богородицы) XII-XIII в.
Монастырь 13 Ассирийских Отцов — единственный, где богослужение проходит на арамейском языке, на языке Христа, настоятель монастыря – известный певец архимандрит Серафим Бит-Хариби.
День 8
Монастырь Улумбо, VI в, мощи прп. Михаила Уломбойского (одного из 13 ассирийских отцов, который благовествовал на самом западном краю Восточной Грузии, дальше были грузинские земли под влиянием не Персии, а Византии и ситуация с христианским просвещением была лучше). В монастыре два монаха ,один из которых встречал паломников, которые приезжали по частям тремя заездами на двух машинах, а не на автобусе. Также московские гости встретили колумбийца, изучающего православие в этом труднодоступном месте. В этом монастыре кто-то давно случайно оставил детскую панамку. И вот спустя 4 года она обрела нового хозяина — маленького паломника Луку.
Храм Набахтеви (Богородицы), XV в, сохранились фрагменты фресок византийских мастеров
Монастырь Табакини: храм вмч. Георгия VII в, фрески XVI в, место, где воспитывался прп. Иларион Грузин (Иверский)
День 9
После ночевки у моря отправились на Литургию в современный Архангельский храм села Обуджи Цаленджихского района. Настоятель о. Василий был в отпуске, поэтому в субботу его заменял клирик собора в Цаленджихе о. Илья, которому сослужили батюшки-гости.
Подкрепившись хачапури паломники переезжают 15 минут в храм в Цаленджихе для трапезы. Спасо-Преображенский собор в Цаленджихе, 12 век — главный исторический собор Мингрелии, был несколько веков усыпальницей мингрельской княжеской династии Дадиани. Фрески 14 века. Автор — из Византии, сохранилась подпись и имя — Михаил Евгеник. Это — один из лучших сохранившихся образчиков византийских фресок эпохи «палеологовского возрождения» в мире! В боковых галереях, пристроенных позже, есть часовни с грузинскими фресками 16-17 веков. Также фрагменты этих фресок есть и в храме. В предыдущие поездки он был в программе, но не удавалось до него добраться.
Следующим объектом путешествия стал Археополис — город-крепость в западной Грузии, в Сенакском муниципалитете мхаре Самегрело. Нокалакеви был одним из крупнейших городов древнего Колхидского государства, а также столицей Лазского царства. Наряду с такими городами, как Уплисцихе, Вани и Мцхета являлся важным центром древнегрузинской цивилизации. Рядом ученых отождествляется с мифологическим городом Айа, куда, по преданию, приплыли аргонавты.
Прибыли в Кутаиси и посмотрели величественный храм на горе — Баграти, храм Баграта.
Храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор объединённого Грузинского царства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году. Величественный по размерам и пропорциям храм стал принципиально новым словом в истории закавказского зодчества, был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии.
23 июля (вс). День 10. Грузия — Армения
Первым делом паломникпи отправились в Самтавро. Преображенская церковь XI в., место жизни и проповеди равноап. Нины, мощи равноапп. царей Мириана и Наны, мощи прп. Шио Мгвимского, мощи прп. старца Гавриила (Ургебадзе).
И оттуда через Тбилиси отправились в аэропорт и вернулись в Ереван.
В честь Святой Рипсимэ в 618 году в Эчмиадзине была построена церковь, сохранившаяся до наших дней и считающаяся лучшим образцом крестово-купольного храма средневековой Армении. Мимо многолюдного венчания прошли к мощам святой Рипсимии и пропели ей величание.
Следующая остановка — храм Шогокат. Согласно легенде, церковь Святой Шогакат построена на том месте, где на погибших дев-рипсимеянок «с небес снизошел луч света». В храме находится могила святой девы Марианэ, которая вместе в другими девушками-рипсимеянками бежала в Армению от гонений императора Диолектиана и была мученически убита по велению царя Трдата III. Церковь Святой Шогакат была основана в VII веке и перестроена в 1694 году князем Агамалом Шоротеци при католикосе Нагапете. В ходе раскопок на юго-западной стороне храма были раскрыты развалины однонефной церкви IV века, построенной из обработанного туфа. Рядом с церковью были найдены развалины маленькой часовни VI-VII веков. Церковь включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь является действующей.
По дороге московские гости наблюдали как то тут, то там, и молодые, и не очень молодые люди обливают водой друг друга, прохожих и проезжающий мимо транспорт. Для этого они пользуются любыми подручными средствами: ведрами, тазиками, водными ружьями. Дело в том, что в этот день в Армении празднуют Преображение, и поливание водой — давняя армянская традиция. Так подъехали к базилике Гаянэ. Так прходило крещение. Церковь Святой Гаяне расположена на южной окраине города Вагаршапат. Тонкий силуэт церкви ясно проявляется на фоне библейского Арарата. Церковь была построена Католикосом Езром в 630 году, там же, где была замучена игумена Гаяне (301 год до нашей эры). Могила Св. Гаяне лежит под главным храмом. Культ девственниц святой Гаяне и святой Рипсиме, убитых вместе со своими последователями из-за проповеди христианства, очень распространен в Армении, они являются самыми почитаемыми святыми. Церковь Святой Гаяне — один из лучших памятников армянской архитектуры эпохи своего расцвета. Это купольная базилика с восьмигранным барабаном, опирающимся на четыре внутренних столба, которые разделяют внутреннюю часть конструкции на три ступицы. Внешний вид сооружения дополнен перекрестным куполом, подчеркнутым на всех четырех фасадах большими фронтонами. Часовни расположены по обе стороны от алтарной апсиды, через юго-восток есть еще одна дверь, ведущая к гробнице святой Гаяне, которая находится под алтарем.
Монастырь Эчмиадзин. Собор Эчмиадзин, 303 г-V-VII в. Монастырский музей: копье Лонгина сотника, частица Ноева Ковчега. Главным в комплексе Эчмиадзина является Кафедральный Собор — древнейший христианский храм Армении, один из первых во всем христианском мире. Первый камень в фундамент этого храма, по преданию, был заложен в 303 году Григорием Просветителем — первым католикосом Армянской церкви.
За окном автобуса — Арарат, облака и обливающие водой армяне.
Монастырь Гегард храм Катогике XIII в, скальная церковь, анфилада пещерных залов, святой источник в пещере, резные каменные барельефы.
После ужина в Ереване отправились в аэропорт и домой, в Россию.
Текст и фотографии Левченко Лариса