Крест над Москвой! Крестовоздвиженский храм в Митине

Фоторепортаж Святыни Албании и Черногории

21 февраля по благословению епископа Наро-Фоминского Парамона, викария Патриарха Московского и Всея Руси паломники отправились из Москвы в Албанию. Ниже вы можете погрузиться в фотопутешествие по уникальному маршруту группы, разработанному настоятелем Крестовоздвиженского храма священником Стахием Колотвиным.

 

День 1. Албания

Паломники прилетели в Тирану и отправились в город Дуррес. Дуррес — это один из древнейших городов Албании (основан примерно в 627 году до н.э.) и одновременно город контрастов. Остатки старины соседствуют здесь с современными постройками. Здесь находится Римский Амфитеатр Дурреса (II в, самый большой на Балканах, большая часть его окружности встроена в средневековую городскую стену; после запрета на гладиаторские бои стал христианским кладбищем, в галерею встроена часовня с мозаикой X века).

Побродили по городу, видели православную церковь и море, а затем отправились горы, останавливаясь полюбоваться видами, добрались в крепость Розафа в Шкодере (стены, виды, руины церкви свт. Николая)

Вечером приехали в Шкодер. Здесь видели православный и католический соборы.

 

День 2. Черногория

День начался ливнем в Шкодере, откуда группа отправилась к границе, быстро ее пересекли и далее поехали по Черногории вдоль каньона Морача с одноименной протекающей на дне ущелья речкой. Ливень рассеялся и вода стала очень красивого цвета.

И прибыли к монастырю, который называется также Морача. Древний монастырь — с 1252 года он просуществовал до XV, был разрушен турками, однако через 150-200 лет был возрожден. Это один из самых почитаемых монастырей Черногории.

Отсюда проехали в женский монастырь Дуга Морачка. Дуга — это название селения, где он находится. Это место схода четырех основных черногорских племен, где они мирились и принимали совместные решения, договаривались о союзе против турок. Сам монастырь также разрушался турками и возобновился в конце XX века как женский. Монахини проявили гостеприимство и пригласили на угощение.

Дальше паломники отправились выше в горы по живописной дороге, останавливались любоваться видами и живностью. Добрались до монастыря Челия Пиперская. Челия — одно из четырех племен Черногории, а Пиперская — название местности. Монастырь Рождества Богородицы основал преподобный Стефан Пиперский, к его мощам паломники смогли приложиться без стекла и покровов: в облачении, руяки в рукавичках, глава под воздухом. Когда монастырь закрыли после Второй мировой войны и в стране наступил коммунизм, сначала приходили монахи и приглядывали за мощами, однако их убивали и поэтому мощи остались под аркой в храме без крыши и сохранились в целости и сохранности до его возобновления в 1988 году, когда пришел монах Лазарь и с ним несколько женщин, которые приняли монашество.

Оттуда доехали до Подгорицы и когда дошли до монастыря Златице. К сожалению, он был закрыт. В нем находятся руины храмы V-VI века.

А последним пунктом этого дня был современный собор Вокресения Христова в Подгорице, сочетающий традиции и новаторство. С лиуевоц стороны он балканский с итальянским влиянием: две колокольни, ровные стены. С остальных сторон он более похож на крестово-купольное зодчество и святую Софию: расходящиеся полукупола и облицовка неровными камнями, среди них барельефы с изображениями святых. Выше — камни вперемешку с ровными плитами, так что собор как бы выходит из скалы.

 

День 3. Черногория

Полюбовавшись утром видами из окна гостиницы, русские путешественники направились в монастырь Дайбабе, где священники, сопровождающие группу, отслужили Божественную Литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы. «Дайбабе» — это просторечное обращение к Божией Матери: «Подай, Божья Матерь». Монастырь отличается необычностью расположения: он вкопан в землю и имеет в горе небольшую систему пещер и источник воды. Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Симеон Дайбабский (в миру Савва Попович) (1854 — 1 апреля 1941 г.), постриженник Киево-Печерской лавры, связующий Россию и Черногорию. Его мощи находятся в монастыре. Нынешний настоятель монастыря архимандрит Даниил — русский человек. Внутри церкви сначала невозможно догадаться о наличии пещеры, куда ведет невысокий вход. После Литургии приложились к мощам преподобного Симеона и другим святыням, побывали в других маленьких пещерках. А на улице гостей встречает и ведет в трапезную современный отец Симеон. Отец Симеон подарил каждому по книге о жизнеописании святого Симеона и его трудах. Паломники сходили на могилки братии монастыря и к часовне Царственных Мучеников.

Далее отправились в древнейший из сохранившихся в Черногории храм Георгия Победоносца под Горицей, по разным оценкам IX-XI века. Возможно, от него пошло название города Подгорица. На всю округу в советское время это был единственный храм, в священника кидали овощи и всячески глумились.

Следующий храм находится также на территории современного города Подгорица, а ранее было отдельным селом. В одну из войн с турками в конце XVII века сюда был направлен карательный отряд, здесь было 40 учеников 7-10 лет и два священника-учителя. Их загнали в храм и сожгли заживо.

Потом двинулись в самый высокогорный Острожский монастырь. Это — главная святыня страны и место экскурсий даже нецерковных людей. Он находится на скале в весьма труднодоступном месте. Белые храмы — более древние, а песочные позже.

Начали спускаться обратно, вышли у церкви отрока Станко — пастушка, замученного турками за Христа. Здесь и перекусили.

И побывали у Троицкого храма в Нижнем монастыре Острог. Откуда через границу с Албанией доехали до гостиницы в городе Дуррес.

День 4. Албания

День путешественники начали с прогулки по Дурресу. Посетили амфитеатр, который видели в первый день издалека.

Оттуда вышли к морю и потом направились к церкви Параскевы Пятницы XII века. Одна машина из двух застряла в албанских полях, поэтому до храма доехала только часть группы.

Дальше поехали к самому значительному исторически монастырю в Албанской церкви — Арденица. Сейчас в монастыре есть только один монах-хранитель. В Х веке на вершине холма была построена часовня Святой Троицы. Существует версия, что ее возвели на месте разрушенного храма Артемиды, а имя Арденица происходит от имени греческой богини. Эта часовня стала ядром православного монастырского комплекса, который по указу Византийского императора Андроника II Палеолога, воздвигли в 1282 году. Здесь, в 1451 году албанский князь Георги Кастриоти Скандербег обвенчался с Андроникой Арианити. Спустя 500 лет этот факт спасет монастырь от разрушения: коммунисты не отважились разрушить монастырь, в котором венчался национальный герой Албании. Это единственная обитель, которую удалось спасти, объявив «памятником культуры».

Далее отправились в монастырь Колкондас, двойного посвящения: Богородице и святому Косьме Этолийскому, так как это место его мученической кончины. Там, у стен монастыря, автомобиль снова застрял — в болотце. Суровый монах принес канат, который дважды рвался, но удалось вытянуть автомобиль. В монастыре два храма. В разрушенном храме сохранились фрески, а в уцелевшем — нет.

После заката паломники всё же добрались до монастыря Звернец на острове. Мост на остров был закрыт, однако вышел сторож и удалось по-гречески поговорить с ним и священником, и путников пропустили.

Оттуда был долгий переезд к месту ночевки в город Берат.

 

День 5

Путешественники направляются в крепость Берат. Эта крепость — просто более старая часть города Берат. Город у реки преимущественно Османский, а город на горе — Византийский. Стены начали строить в 5-6 вв., а то, что сохранилось до наших дней, возведено в 13-14 в.в. Крепость жилая. Население в крепости и сейчас, в основном, христианское. Внутри несколько церквей, с виду незаметных. В крепости встретили мужчину, который открыл нам три церкви. Например, церковь Константина и Елены XVII века. Ее интерьер расписан фресками албанского иконописца 16 века, Николая Онуфри.

Возле стены церкви стоит бюст Константина Великого. Заглянули в самую древнюю тут церковь — святой Марии Влахернской XIII века, находящейся поверх фундамента IV века, она расписана сыном Онуфрия. После заглянули в маленькую церковь святителя Николая, находящуюся рядом.

Далее посетили музей. Съемки внутри запрещены.

В музейном храме — мощи равноапостольных Горазда и Ангеляра, учеников Кирилла и Мефодия.

Далее увидели церковь Святой Троицы 14 века византийского стиля. Рядом из камней выложен огромный крест.

Слазили в цистерну — огромное подземное хранилище воды.

Добрались до смотровой площадки.

А далее  — в храм святителя Николая в Перонде. Византийский стиль, 11 век — самый древний в Албании. Пока осматривали его со всех окрестных холмов, пришла смотрительница из села и открыла церковь. у храма три окошка, символизирующих Святую Троицу.

Далее поехали по виа Игнатия, которая соединяла две столицы — Рим и Константинополь — и прибыли в Эльбасан. Там сохранилась крепостная стена и раскопки на месте древней базилики.

И направились дальше по той же Игнатиевой дороге, заглянув на старый арочный османский мост.

День 6

Часть группы, у которой была возможность по прививкам и по многократной визе в 6 день поездки утром отправилась в ещё одну страну: Северную Македонию.
Наш отель на берегу Охридского озёра располагался рядом с пограничными переходом, а прямо за ним с македонской стороны находится древнейший монастырь Македонии — монастырь преподобного Наума Охридского. Уникальное место — здесь из-под земли выходит вода, которая спускается в Охридское озеро сквозь километры горной породы из соседнего озера Преспа, которое расположено выше Охридского на 900 метров.

Монастырь основан на рубеже IX-X веков преподобным Наумом, это один из пяти учеников Кирилла и Мефодия, также ставшими просветителями славян.

Перейти к верхней панели