Крест над Москвой! Крестовоздвиженский храм в Митине

Паломническая поездка в Старую Руссу в 2017 году

Начинаем рубрику «Прошлогодние поездки» =). Каждое путешествие прекрасно и неповторимо, и чтобы сохранить воспоминания надежнее, самый верный способ — выложить все фотографии на сайт. И лучше сделать это поздно, чем никогда. Комментарии участника паломничества Ларисы Левченко прилагаются.

***

Старая Русса (до XVI века Руса) — один из древнейших русских городов, впервые упоминается в новгородской летописи под 1167 годом. Полисть — это река, на которой стоит древний город. И еще это гостиница, в которой разместились мы, группа паломников из Крестовоздвиженского храма в Митино, ведомая нашим дорогим настоятелем отцом Стахием. Отправной точкой нашего паломничества стал этот храм. Храм действующий. Мы застали окончание литургии. В исторической части города от одного храма до другого — рукой подать.

На первый взгляд спортивная школа города Старая Русса представляет собой необычное архитектурное сооружение. Но если приглядеться, то можно обнаружить остов перестроенной церкви — храма иконы Божией Матери Старорусская, который входил в комплекс Старорусского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Храм недействующий, в нем открыт Исторический музей Старорусского филиала Новгородского музея-заповедника.

Перед храмом, под дождиком мы прочитали утреннее правило, сделали общий снимок и посетили музей.

Эта улица ведет к курорту Старая Русса. По пути глаз радуют колоритные домики. Какая замечательная обшивка, какая замысловатая оконная вязь под крышей! Будет очень жаль, если эти теремки попадут под реновацию.

А вот и курорт. Этот старейший лечебный курорт был известен русским аристократам еще в XIX веке под названием «Старорусские минеральные воды». На его территории находятся девять минеральных источников и озера, со дна которых добывается уникальная «Старорусская» сульфидно-иловая грязь с биологически активными веществами. Курорт функционирует с 1828 года и помнит известных российских деятелей искусства, дворян и представителей царской фамилии. В те времена «на воды» отправляли лечиться при меланхолии и печали, малокровии, нервном напряжении и других болезнях. Мы пили воду из источников № 11 и № 12. Не все смогли допить водичку до конца: очень уж она соленая. Но меланхолию и печаль как рукой сняло!

Собор Воскресения Христова — действующий православный храм в Старой Руссе. Собор находится на берегу той самой реки Полисти.

Церковь Святого великомученика Мины — одна из старейших церквей России. Дата основания — не позже XIV века. Ныне храм недействующий.

Следующая наша остановка — у этого храма. Это небольшой по размерам храм, с простой архитектурой: на четырёхугольном основании возвышается куб. Главной святыней храма является Чудотворная икона «Богородица Старорусская», получившей название «Взыгрался младенец». Это одна из знаменитых богородичных икон особо почитаемых Русской Православной Церковью и связанных именно с Новгородской землёй. Согласно преданию, икона была привезена в Старую Руссу в конце Х века монахами из греческого города Ольвеополя. Начало творения ею чудес связано со временем Ивана Грозного. В 1570 году для избавления от смертоносной эпидемия чумы рушане отдали свою икону Богородицы в Тихвин, где она и находилась долгое время. В конце ХУШ века жители города отправили ходатайство тихвинцам о возвращении Старорусской иконы, на что получили отказ. Почти три столетия икона находилась в тихвинском плену. Только в 1888 году, благодаря вмешательству великого князя Владимира Александровича, по распоряжению Синода чтимую Старорусскую икону торжественно перенесли в Старую Руссу, поместив её в храме Спасо-Преображенского монастыря. В августе 1941 года во время оккупации икона исчезла и до сих пор не найдена. Сейчас в Георгиевской церкви находится и особо почитается список (копия) с чудотворной иконы Божией матери «Старорусской». На этом снимке около иконы мы видим нашу Наталью, и можно оценить сравнительные размеры иконы, которые впечатляют: 278 см в высоту, 202 см в ширину. Это самая большая выносная икона в мире. На этом мы попрощались со Старой Руссой и выехали по направлению к Великому Новгороду.

В 3-х километрах от Старой Руссы в деревне Косино находится Николо-Косинский женский монастырь — действующий православный монастырь, основанный в 1120 г. монахами Новгородского Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря Константином и Космой. Изначально монастырь был мужским. В Смутное время монастырь был разграблен шведскими оккупантами. Восстановлен лишь через 12 лет. Монастырь был упразднен при реформах Екатерины II в 1764 г. Восстановлен в 1890 уже как женская обитель. После революции 1917 г. монастырь был упразднен. Перед закрытием монастыря советской властью в нем жили в нескольких корпусах около пятидесяти сестер, в 1938 году они были расстреляны. В советское время на территории монастыря было организовано сельскохозяйственное предприятие, позже — школа и музей. На территории монастыря находятся два храма: древняя восстановленная церковь Святителя Николая XIII в. и полуразрушенная церковь Варлаама Хутынского конца XIX в. Некоторое время мы осматривали полуразрушенный храм Варлаама Хутынского, заглядывали в изуродованные окна, рассматривали сохранившиеся росписи. Находясь в непосредственной близости от храма, мы, как оказалось, не на шутку рисковали своей жизнью: висящее на честном слове бревно раскачивалось над тем местом, с которого мы только что ушли.

Дверь в Никольскую церковь была открыта, но в церкви мы не обнаружили присутствия ни одной живой души. За свечным ящиком можно было взять свечи, оставить записки, тут же лежали оставленные деньги — это был первый, но как показало наше дальнейшее путешествие по новгородской земле, не единственный пример полного доверия к посетителям церкви.

Из этой монастырской постройки к нам вышла единственная насельница монастыря — матушка Ксения (она не благословила себя фотографировать). Она приехала с Украины несколько лет назад и взяла на свои плечи всю работу по восстановлению монастыря. Мы снова вошли в Никольскую церковь, но теперь уже с матушкой Ксенией. Она рассказала нам и об истории монастыря, и о чудотворных иконах, и о чудесах, происходящих в этом святом месте. Матушка рассказала про историю создания этого распятия. Оно было заказано некоему мастеру, который при его изготовлении нарушил установленные каноны: фигура распятого человека весьма отдаленно напоминала Спасителя. Тело выглядело упитанным, животик не впалым, а выпуклым, колени массивными, щеки налитыми, нос картошкой. Каково же было удивление мастера, когда он пришел в храм через год после создания распятия и увидел совершенно другую фигуру: стали впалыми тело и щеки, лицо вытянулось и приобрело тонкие черты, обнажились ребра, колени стали худыми. Мастер не узнал свою скульптуру! Икона Божьей матери Остробрамская. С ней связана история прозрения слепой девочки, которая несколько лет назад приехала в составе группы незрячих детей и приложилась к иконе. Выйдя из храма, девочка обнаружила, что видит свет Божий. Икона Святителя Николая — настолько древняя, что при первом ее появлении в храме было невозможно понять, кто на ней изображен. Со временем произошло чудо — икона стала самообновляться и теперь лик Святителя Николая можно различить без труда. Та же история происходит и с другой иконой Святителя Николая Чудотворца.

Мы продолжили свой путь, все дальше и дальше удаляясь от Старой Руссы. Это уже следующий пункт нашего паломничества — Спасо-Преображенский Антониев Леохновский мужской монастырь, находящийся от Старой Руссы на расстоянии 20 км. В середине XVI в. прп. Антоний вместе со священноиноком Тарасием построил в Леохнове деревянную церковь во имя Преображения Господня. Так было положено основание Леохновской обители. В начале XVII в. монастырь был разорен шведами, а братия умерщвлена. Монастырь был восстановлен, когда около 1630 г. в него были перенесены нетленные мощи преподобного. В середине XVIII в обители было две церкви: в честь Преображения Господня (1690 г.) и в честь Казанской иконы Божией Матери (1727 г.). В 1764 г. Леохновский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь. После пожара 1788 г. здесь была построена новая приходская каменная церковь в честь Преображения Господня с приделами: с северной стороны — в честь Казанской иконы Божией Матери, с южной — во имя прп. Антония Леохновского. В перестроенном виде каменная церковь XVIII в. сохранилась до наших дней. Под аркой, отделяющей южный придел от центральной части храма, были положены честные мощи прп.Антония. Здесь под спудом они покоятся и в настоящее время. Над мощами поставлена рака с образом святого. В 1829 г. была построена новая каменная надвратная колокольня, звон которой был слышен за 20 верст, в Старой Руссе.

Долго ли, коротко ли мы ехали — но за окном стало совсем темным-темно. Не доезжая 20 км до Великого Новгорода, мы остановились у новой обители — в Свято-Троицком Михайло-Клопском мужском монастыре. Монастырь был основан на правом берегу реки Веряжа недалеко от впадения в озеро Ильмень. Самое раннее упоминание о монастыре относится к 1412 году. Центром ансамбля монастыря является четырёхстолпный трёхглавый Троицкий собор, построенный в 1560-е гг. и позднее обстроенный живописными приделами и галереями с колокольней, которые, к сожалению, не сохранились. По моде грозненского времени храм был многопрестольным. Каменная церковь Николая Чудотворца с трапезной впервые упомянута в писцовых книгах в 1581 г. Главной святыней монастыря являются мощи св. Михаила Клопского, почивающие под спудом на южной стороне Троицкой церкви. Поздний вечер, вокруг — кромешная тьма, храм мы можем рассмотреть только благодаря подсветке прожекторов. Конечно, есть недостаток в паломничестве поздней осенью: это короткий световой день и раннее наступление темноты, которая не позволяет любоваться древними постройками при дневном свете. С другой стороны, когда еще можно увидеть храм в таком уникальном освещении, таким светящимся и таинственным, когда храм вдруг, внезапно возникает из темноты в золотистом облачении? Троицкий храм поразил нас своими росписями. Здесь мы прочитали вечернее правило, ежась от холода и сырости — храм не обогревается. Рядом с Троицким храмом находится деревянная церковь (?) Достаточно было приоткрыть дверь в эту церковь, чтобы сразу почувствовать тепло русской печи. Вот она — настоящая печка: горячая, распространяющая ни с чем не сравнимое тепло, согревшее нас, озябших и продрогших.

В Великий Новгород мы приехали поздно вечером и поселились в гостинице. Возникновение этой фотографии промыслительно: в гостинице нам дали номер, который нам не подошел, но я успела выйти на лоджию, распахнуть окно, ахнуть от увиденной красоты и сделать этот снимок. Нам без труда поменяли этот номер гостиницы на другой, тоже с видом на Новгородский Кремль. Но в новом номере, как и во всех номерах этой гостиницы, все окна оказались запертыми и сделать подобную фотографию было уже невозможно. На таком живописном фоне мы и завершили наш первый паломнический день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели